Легенды об основании Киева сохранились у русского и других славянских народов, у германских народов и у армян. Сходные мотивы прослеживаются в легендах об основании Кракова и Праги – городов, лежащих на торговом пути Киев – Регенсбург . Рассмотрим две легенды: наиболее древнюю – из «Истории Тарона» Зеноба Глака, армянского историка, которую Марр относит к VI в. , а некоторые историки – к VIII в. , а также легенду, изложенную в Повести временных лет . По легенде Зеноба Глака, два брата, Деметр и Гисаней (оба имени типичны для фиаситов) , изгнанные из родных мест, нашли убежище у царя Валаршака, пожаловавшего им землю Тарой, где они построили город Вишап. Затем в Аштишате (Змееграде) они поставили двух идолов – своих патронов. Через пятнадцать лет Валаршак убил братьев, «…и дал власть трем их сыновьям – Куару, Мельтею и Хореану. Куар построил город Куары, …а Мельтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мельтей, и Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени… Куар, Мельтей и Хореан поднялись на гору Куркея и нашли там прекрасное место… так как были там просторы для охоты и прохлада… и построили там селение и поставили они двух идолов, одного по имени Гисанея, другого по имени Деметра» .
В «Повести временных лет» записана следующая легенда : «И быша 3 братья: единому имя Кий, а другому Щекъ, а третьему Хоривъ, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне увозъ Боричевъ, а Щекъ седяше на горе, где же ныне зовется Щековица, а Хоривъ на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И створиша градъ во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киевъ. Бяше около града лесъ и боръ великъ, и бяху ловяща зверь, бяху мужи мудри и смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дне».
Имена легендарных основателей прослеживаются в топонимике древнего Киева. Гора, на которой была построена дрвнейшая часть города, носила название Хоривица, другая гора называлась Щековица , на территории Киева находилась речка Лыбедь. Имена двух братьев в русской и армянской легендах совпадают, а имена Щек и Мельтей, по мнению Марра и других исследователей имеют один и тот же смысл – «змей». Ряд ученых отмечали, что имена всех трех братьев не имеют «никаких признаков славянской принадлежности» , а обе легенды ясно указывают, что братья были пришельцами в земле полян. Происхождение имени одного из основателей Киева определяется однозначно и связывается с евреями: «Хорив» или «Гора» – название горы в Синае, на которой Моисей получил Тору. Эта гора была выбрана Б-гом для вручения Торы потому, что на ней никогда не стояли идолы . Однако, если Хорив – гора, на которой никогда не стоял идол, то древнее имя Киева – «Киун» естественно сопоставить с еврейским названием места, на котором установлен идол Киун . По-сирийски это название звучит «Каван», по-арабски – «Кайван» , что позволяет объяснить различные произношения имени города: древнее «Киун», арабское «Куява» и русское «Киев». Чередование «у-в» естественно, так как представляет собой различное прочтение буквы «» (вав). Близкие по звучанию названия населенных пунктов в различных местах Польши и Литвы, сохранившиеся с дренейших времен, по-видимому, имеют это же происхождение. Например, в средней Польше есть местность Куява, с которой связаны легенды об основании Польского государства и где находятся древнейшие населенные пункты Киево, Киевица и другие со сходными названиями. В Новодомском повете есть село Киев. Села и города с подобными названиями есть в Силезии, Моравии, Угорщине, Сербской Лужице и других местах . Еще одно название Киева, приведенное в сообщении Константина Порфирородного, – «Самбат» , а также встречающееся в былинах древнее название Днепра – «Сафет» или «Израй-река» легко могут быть объяснены: Сафат – это священная, или субботняя («» – «шабат») река еврейских сказочных (агадических) преданий, протекающая по территории, населенной десятью потерянными коленами Израиля . Название «Сафет» – «Самбат» применительно к городу или реке может быть истолковано на основании ивритского «шабат» – «суббота», которое в славянских и германских языках должно было превратиться в «самбат», «Samstag» . С другой стороны, бог (Киун, Кайван) отождествляется греками с Сатурном, днем которого была суббота, что сохранилось во многих европейских календарях. На иврите Сатурн носит название Шабтай «», т. е. тот же «шабат – суббота – самбат». Все три названия происходят из одного источника.
В «Повести временных лет» записана следующая легенда : «И быша 3 братья: единому имя Кий, а другому Щекъ, а третьему Хоривъ, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне увозъ Боричевъ, а Щекъ седяше на горе, где же ныне зовется Щековица, а Хоривъ на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И створиша градъ во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киевъ. Бяше около града лесъ и боръ великъ, и бяху ловяща зверь, бяху мужи мудри и смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дне».
Имена легендарных основателей прослеживаются в топонимике древнего Киева. Гора, на которой была построена дрвнейшая часть города, носила название Хоривица, другая гора называлась Щековица , на территории Киева находилась речка Лыбедь. Имена двух братьев в русской и армянской легендах совпадают, а имена Щек и Мельтей, по мнению Марра и других исследователей имеют один и тот же смысл – «змей». Ряд ученых отмечали, что имена всех трех братьев не имеют «никаких признаков славянской принадлежности» , а обе легенды ясно указывают, что братья были пришельцами в земле полян. Происхождение имени одного из основателей Киева определяется однозначно и связывается с евреями: «Хорив» или «Гора» – название горы в Синае, на которой Моисей получил Тору. Эта гора была выбрана Б-гом для вручения Торы потому, что на ней никогда не стояли идолы . Однако, если Хорив – гора, на которой никогда не стоял идол, то древнее имя Киева – «Киун» естественно сопоставить с еврейским названием места, на котором установлен идол Киун . По-сирийски это название звучит «Каван», по-арабски – «Кайван» , что позволяет объяснить различные произношения имени города: древнее «Киун», арабское «Куява» и русское «Киев». Чередование «у-в» естественно, так как представляет собой различное прочтение буквы «» (вав). Близкие по звучанию названия населенных пунктов в различных местах Польши и Литвы, сохранившиеся с дренейших времен, по-видимому, имеют это же происхождение. Например, в средней Польше есть местность Куява, с которой связаны легенды об основании Польского государства и где находятся древнейшие населенные пункты Киево, Киевица и другие со сходными названиями. В Новодомском повете есть село Киев. Села и города с подобными названиями есть в Силезии, Моравии, Угорщине, Сербской Лужице и других местах . Еще одно название Киева, приведенное в сообщении Константина Порфирородного, – «Самбат» , а также встречающееся в былинах древнее название Днепра – «Сафет» или «Израй-река» легко могут быть объяснены: Сафат – это священная, или субботняя («» – «шабат») река еврейских сказочных (агадических) преданий, протекающая по территории, населенной десятью потерянными коленами Израиля . Название «Сафет» – «Самбат» применительно к городу или реке может быть истолковано на основании ивритского «шабат» – «суббота», которое в славянских и германских языках должно было превратиться в «самбат», «Samstag» . С другой стороны, бог (Киун, Кайван) отождествляется греками с Сатурном, днем которого была суббота, что сохранилось во многих европейских календарях. На иврите Сатурн носит название Шабтай «», т. е. тот же «шабат – суббота – самбат». Все три названия происходят из одного источника.